Boku-no Ai
"Так что слово «подлый» (т. е. низкий, неблагородный и т. д.) более подходит для характеристики именно официального русского языка, нежели для помОрьской говОри - языка народа поморов, никогда не знавшего
крепостной зависимости от русских помещиков." (отсюда взято - www.fyodors.ru/pdf/dictionary.pdf)

Что-то торкнуло меня шибко..
родной дом вспомнился - Арх. область, г. Коряжма.. я - помор!
так чуднО, что читаю про мой говор, про мой народ, про мою кульутру, что даже обидно - как я будучи в ней, не углядел..
"Лицом к лицу лица не увидать"? )) наверно так.
финно-угры, беломорье, норвегия... мои голубые глаза, плосковатый нос, да и мордаха в общем-то поморская..

слушаю сегодня поморский хор, читаю Писахова, хочу сделать Архангельские козули и... дико, просто отчаянно хочу домой, теперь уже.. в гости..

"
Архангельские козули.
(отсюда - www.myshared.ru/slide/84966/)
Сотни лет на русской земле мастерицы пекли вкуснейшие, сказочно красивые пряники. Маленькой приметой северного края стали «козули». Драгоценный клад оставили нам наши предки. Не растратить бы его, не испортить чудесную красоту «козульного» искусства...
Русский Север издавна славился ремеслами. Многие виды народного искусства достигли здесь художественного совершенства: плотницкое искусство, кузнецкое дело, резьба и роспись по дереву, вышивка и ткачество, шитье жемчугом и золотом, кружевоплетение. Все, чем занимался житель Севера в своем нелегком быту, хранило на себе отпечаток его таланта, душевного здоровья и тепла. Вот и северные пряники - козули, пусть малая толика этого умения, но убедительно характеризующая быт северян.
Архангельские «козули» - произведения народного искусства, имеющие свою историю и вызывающие немалый интерес у художников, искусствоведов, у самого широкого круга любителей народного творчества. Б.В. Шергин вспоминал: «В самом Архангельске пекли исстари большие и малые пряники – «козули». Считается, что если фигурка находится в доме, она охраняют его от злых духов. Поэтому традиционно козули хранят в доме долгое время, их не принято съедать сразу и нельзя выкидывать.
Так что же такое – архангельские «козули»? Что означает слово «козули»? Откуда оно? Может попробовать найти объяснение в том, что исстари в северных деревнях пекли на рождество лепные фигурки животных из ржаною теста? Наиболее часто встречающимся было изображение козы - по- видимому, отсюда и пошло местное название такого печения козули.
Исследователи народного искусства проводят связь между мучными фигурками и новогодним культовым жертвоприношением. Большую роль в русском искусстве играли образы животных и птиц. С ними связывалась сложная система представлений и верований, в основе которых лежало поклонение силам природы.
Наиболее древними и самыми распространенными были образы коня, птицы, оленя. Конь символ солнца, небесный олень олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождение солнца, которое от зимы поворачивает к лету. Выпечка обрядового печения - народный обычай календарных праздников у многих народов. Накануне Нового года выпекали из теста коровок, овечек, оленей с надеждой, что это будет способствовать приумножению скота во дворе.
Следует вспомнить и то, что к обрядовому печению относятся и мартовские «жаворонки» из теста с «глазками» из черники или изюма, и каргопольские «тетеры», выпекаемые к дню весеннего равноденствия. Каргопольские «тетеры».
По мнению Е.Кагарова, «изготовление обрядового печения в виде различных животных - это замена реальных жертвенных животных». Основные персонажи северных козуль олень и конь были некогда священными жертвенными животными. Таким образом, козули в прошлом предмет ритуальный. В наши дни обрядовое печение, потеряв свой религиозный смысл, предстает в роли подарка, лакомства к Новому году.
В 19-м столетии в Архангельске существовала своя школа пряничного дела, к сожалению, сейчас полностью утраченного. Печатные пряники изготовлялись с помощью пряничных досок. Мастер вырезал в толще досок узор, который высоким рельефом отпечатывался в тесте пряника. Эти пряники схожи по способу выпечки и рецепту с популярными в Польше пряниками. По- видимому, из архангельской фигурки – «козули», городского печатного пряника и появился сегодняшний вид архангельской «козули».
Сейчас это ремесло существует в форме домашнего творчества: выпекают по сохранившемуся обычаю в канун Нового года как подарок и лакомство близким. А в дореволюционном Архангельске были кондитерские, выпекающие рождественнские козули на продажу. Выпечка козуль трудоемка и требует терпения. Пряники вырезаются металлическими формами, эти формы традиционны и передаются в семье, выпекающей козули, из поколение в поколение. Рецепт приготовления пряников несложен и не очень отличается у разных мастериц: мед или сахар, масло, яйца, корица, гвоздика, мука - вроде бы все есть. Но мало приготовить по рецепту, когда есть небольшие хитрости: как сахар пережечь, сколько тесто выдержать, как сироп сварить. Только знание всех тонкостей этого искусства даст ароматный на вкус, тающий во рту пряник.
Надо сказать, что архангельские козули славились не только отличными вкусовыми качествами, но и, прежде всего, высокохудожественным оформлением. Сочетание коричневого теста пряника и белой глазури дает эффект сказочности, рождественского чуда.
Тематика изображений очень разнообразна. Наиболее часто встречаются изображения животных и человеческих «козуль»: коня, оленя, ненки, бабы с коровой, пастуха с собакой, оленьей упряжки, корзинки с цветами, птицы.
Потомственные мастерицы сохраняли формы и традиции росписи предыдущих поколений и на их основе создавали новые формы созвучные новому времени (таково появление барышень, деда мороза, елки, звезды).
Творчество козульщиц многообразно. Несмотря на традиционность форм, в творчестве каждого мастера есть своя индивидуальная окраска. Небольшая фантазия проявляется в украшении пряника глазурью, хотя и расписывают их мастерицы так, как это делали их матери, бабки, прабабки.
Но уходят старые мастера, и с их уходом незаметно рвутся ниточки преемственности традиций, когда-то бережно передаваемых из поколения в поколение. Крайне необходимо для нас, а более всего для наших потомков попытаться возродить северную школу пряничного дела: и рождественские «козули», и совсем забытые уже печатные пряники.
козуля - птица счастья. =)


и гордость за свою родину.. и уезжать не хотелось долго время..
нет, о переезде с Архангельской губернии в Нижегородскую не жалею.)
даже тут (особенно тут) я помню о своих корнях... мм, Пустынь моя, Христофорова!))
не могу добавить видео.. кину ссылкой.) сижу пою.)
www.youtube.com/embed/ol58Sdm-2sU

@темы: под крышей дома, поморы